Главная » Файлы » Мои файлы

Статья
[ Скачать с сервера (1.89 Mb) ] 06.04.2014, 19:05

 

Нестерович Ж.В. учитель истории и обществознания  БОУ Республики Алтай «Республиканский классический лицей»

Аннотация.

Данная тема представлена  БОУ Республиканский классический лицей Республики Алтай  по внедрению ИКТ в образовательный процесс. Представлены пути реализации деятельностного подхода  в обучении и воспитании через использование современных компьютерных технологий  и интерактивной доски. Показаны различные виды  использования  интерактивных заданий и материалов на уроках истории и обществознания, которые могут  быть использованы  в первую очередь учителями истории и обществознания среднего звена, также, преподавателями гуманитарного цикла. Для реализации  данного проекта потребуется компьютерное оснащение кабинета и интерактивная доска.

Актуальность работы.

В условиях модернизации российского образования возрастает значение развития поисковых, исследовательских умений обучающихся как основы выбора образовательного маршрута при переходе к профильному обучению и успешной социальной адаптации. В  этой связи урок истории и обществознания должен ориентироваться на активную познавательную, исследовательскую деятельность учащихся, с использованием современных компьютерных технологий.

Основная педагогическая идея.

Современные компьютерные технологии раскрывают массу возможностей для реализации многих приемов и методов критического мышления с использованием интерактивной доски. Использование доски на уроках: вызывает дополнительный интерес учащихся; стимулирует познавательную деятельность; способствуют развитию умений сравнивать, выделять общее; активизирует мыслительные операции.

Задачи.

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности у учащихся;

- реализация принципа сотрудничества на уроке, при котором школьники являются соавторами учебного процесса;

- создание условий, способствующих максимальному раскрытию способностей учеников;

- реализация принципа деятельностного подхода к обучению и воспитанию через использование современных компьютерных технологий;

- оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы.

 

Инновационная направленность.

 При внедрении новых форм аттестации учащихся, необходимо использовать потенциал деятельностного подхода.   Методические приемы, применяемые при этом подходе осуществляются через:

- компьютерные технологии с использованием интерактивной доски;

-проецирование авторских презентаций;

- самостоятельной работы учащихся на интерактивной доске.

Эффективней формируются умения: владеть технологией выполнения заданий в различной форме и разного уровня, сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия, анализировать и квалифицировать информацию.

 

                В условиях модернизации российского образования возрастает значение развития поисковых, исследовательских умений обучающихся как основы выбора образовательного маршрута при переходе к профильному обучению и успешной социальной адаптации. В  этой связи урок истории и обществознания должен ориентироваться на активную познавательную, исследовательскую деятельность учащихся, с использованием современных компьютерных технологий.

Один из ведущих специалистов  по деятельностному подходу в нашей стране Л.Н. Алексашкина отмечает что термин: «деятельностный подход-это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится  активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьников»[1, c 10]

            В.Ю. Саликов в своем труде: «Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории и правовым дисциплинам», раскрывает, как реализуется деятельностный подход через технологию критического мышления. Системное применение методики формирования  критического мышления позволяет увеличить познавательную деятельность учащихся. Школьники учатся находить, трактовать и анализировать различные виды информации; формулировать корректные вопросы, приходить к ответственным и сбалансированным решениям. Видеть другие точки зрения, признавать и понимать эту инаковость, отделять факты от их интерпретаций, критически оценивать исторические явления, формировать независимые и взвешенные суждения, делать обоснованные заключения, опираясь на анализ имеющихся свидетельств и изучение широкого спектра точек зрения. Давать оценку различным версиям и мнениям о происшедших общественных явлениях, признавая, что некоторые источники информации могут быть необъективными, объяснять причинно-следственные связи, делать прогностические заключения.[4, с 127]

            В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.[2, с 5]

Современный учитель в своей профессиональной образовательной деятельности использует различные современные средства обучения. Сейчас в школах появляются интерактивные доски. Это оборудование, которое способно оказать большую помощь в организации процесса обучения, при проведении учебных занятий, подготовки к ЕГЭ, олимпиадам. Это устройство внешне очень похоже на обычную доску, но отличия можно обнаружить при первом, же знакомстве с ней. Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у учащихся интерес к предмету, даёт возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, позволяет установить мгновенную обратную связь — результат виден сразу, усвоен материал или нет.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

-позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;

-поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;

-позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

-позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

-вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост. [3, c 6]

                                            

Правильная работа с интерактивной доской может помочь проверить знания учащихся. При этом опрос становится увлекательным и динамичным, так как на интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые слова. (Приложение) К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции или опроса. Можно рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

Формированию подобных навыков способствует применение таких методических приемов, как «Анализ текста по предложенной схеме», «Пометки на полях», «Бортовой  журнал», «Двойной дневник», «Линия времени». (Приложение)

На уроках  школьники не только получают и усваивают определенный набор информации, но и формируют активную научную и гражданскую позицию. Учатся, аргументировано и корректно, отстаивать  свою точку зрения. Этому способствует широкое применение  проблемных заданий, приемов, «Верные и неверные суждения», «Фишбоу», «Двойной дневник».  (Приложение). Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях. Все, что учащиеся делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы.       

Таким образом,  всегда имею возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.  Реализуя идею максимальной помощи каждому ученику, на уроке  использую различные варианты опорных схем, кластеров, ключевых слов, «Кольца Венна». (Приложение) Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Качество уроков заметно улучшилось. Дети и родители утверждают, что образовательный процесс стал более веселым, интересным и увлекательным, а также обрел новые темп и глубину. Учащиеся обожают работать с электронной интерактивной доской.

Преимущества для учащихся:

-делает занятия интересными и развивает мотивацию;

-предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

-учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

-позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

-учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. [3, с 7]

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватель и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно .

Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысились благодаря работе с интерактивной доской, но то, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях, активно обсуждать новые темы и быстрее запоминать материал – неоспоримый факт.

Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно нескольких прикосновений. Ребята сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. Мои наблюдения показали, что при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы в уроке, чем при работе на обычной доске.

Вместе с тем важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех наших проблем моментально. И совсем не обязательно работать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения.

Надо отметить, что освоение новых технологий требует много труда и времени. Как показал опыт, нет ни одной программы, которая бы устраивала работающего учителя-практика хотя бы на 70%.

Также, применяя ИКТ, следует не забывать продумывать  и варианты работы по традиционным технологиям (мало ли что может произойти во время урока – отключат электроэнергию, выйдет из строя оборудование и т. п.).

Каждый учитель мечтает, чтобы на уроке работали все дети - я испытываю огромное чувство радости, когда на каждом уроке с использованием Star Board доски работают все учащиеся без исключения. Им легко и интересно учиться, и они хотят учиться. Каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами.

Таким образом, использование информационных технологий через приемы и методы критического мышления позволяет учителю общаться с учениками на современном технологическом уровне, сделать учебный процесс более привлекательным, эмоциональным и эффективным.

 

 

 

Список литературы:

1. Алексашкина Л.Н.  Деятельностный подход в изучении истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе- 2005 . № 9. – 10 с

2.Власова Т.Л. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах // Преподавание истории и обществознания в школе-2005 . № 3.- 3-7 с

3. Гапоненко Н. В. Использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания- Л-К.:2010.-5-7 с

4.Саликов В.Ю. Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории и правовым дисциплинам.- Т.: 2007. – 127 с

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

     

 

     

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: belorus123
Просмотров: 262 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: