Главная » Файлы » Мои файлы

Прием фишбоун
[ Скачать с сервера (1.75 Mb) ] 06.04.2014, 19:41

 

Нестерович Жанета Васильевна

БОУ Республики Алтай Республиканский классический лицей

Г.Горно-Алтайск Республика Алтай

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и,  используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.  

Нередко в тексте или объяснении учителя на уроке содержатся те или иные учебные проблемы.  Они обсуждаются, идет поиск их решений. Вместе с тем иногда эти проблемы обозначены неявно. В этом случае школьники могут не обратить на них внимания или будут испытывать затруднения при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее аспекты. Лучше всего если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную фактическую базу.

“Fish bone” – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты, на хвосте - вывод. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений. При этом технология работы может варьироваться.[2, 127]

Виды Фишбоун.

1.Причинно-следственные.

Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда его название - причинно-следственные). Такой вид Фишбоун позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить  цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.

Пример

Тема: Экологические проблемы человечества. Обществознание  8 класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Сравнительно-обобщающие.

В практике преподавания истории и обществознания мне пришлось столкнуться с темами требующие сравнительно- обобщающего сравнения.  Прием Фишбоун позволяет детям визуально увидеть  многие  факты, события, процессы и выделить много общего и различия.

Пример

Тема: Эволюция города. Обществознание 6 класс

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Особенности раздробленности на Руси. История 6 класс.

3. Интерактивные.

 

Использование интерактивных досок ускоряет учебный процесс благодаря более тесному взаимодействию между преподавателем и учениками. Интерактивный Фишбоун имеет много положительного.[1,6] Учащимся предлагается  сгруппировать, систематизировать  материал. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.

Пример.                                                                        

Тема: Церковный раскол. История 7 класс

 

 

Формы работы.

.

1.Индивидуальный путь. У всех текст одинаковый. В этом случае чтение текста и составление Фишбоун происходит индивидуально. На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске.

2.Парная или групповая работа. Возможно использование разных текстов по одной проблеме. Каждая группа получает для чтения свой текст; чтение текста происходит индивидуально, составление Фишбоун  – в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних косточек); происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема. Группы не соревнуются между собой. Главная идея обучения в команде – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях.         

Если объединить учащихся, различающихся по уровню обученности и дать им одно общее задание, определив роль каждого ученика совместной деятельности, то учащиеся оказываются в условиях, когда они отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы, В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными.

Использование приема «фишбоун» возможно как для работы с небольшими по объему       текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. При этом возможно дробление текста на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащая в этих частях информация не  сравнивается, я суммируется для более полного анализа.

Конечно, если работа на уроке происходит с большими объемами текстов, то на схеме сложно отметить все причины той или иной рассматриваемой проблемы и выделить все факты, позволяющие подтвердить существование тех или иных причин. В этом случае составляемая схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет – остов предстоящего исследования.

Более того, можно предложить такой вариант работы с фишбоуном, при котором на верхних косточках будут выписываться те или иные причины рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, из которых можно дополнительно почерпнуть важные факты, раскрывающие ее суть.

                                                                                                                                            

Литература.

 

1. Гапоненко Н. В. Использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания- Л-К.:2010.-5-7 с

2.Саликов В.Ю. Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории и правовым дисциплинам.- Т.: 2007. – 127 с

                                                                      

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: belorus123
Просмотров: 2578 | Загрузок: 55 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: